?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Запись семинара для молодых авторов с "Звездного моста-2004". Журнал "Реальность фантастики", № 1 (17) и 2 (18), январь-февраль, 2005, Киев, тир. 5400 экз. Статья получила "Золотой РосКон".

Читать статью целиком

В блоге невозможно разместить всю статью, но мне она кажется интересной. Поэтому – не конспект, а перечень искушений. Очень рекомендую прочитать статью полностью, дабы о ней не сложилось превратного впечатления.

искушение первое: БЕСКОНЕЧНОСТЬ
Автор начинает изданную, ставшую популярной книгу продолжать, развивать, превращать в сагу или сериал, дописывать сиквелы, дописывать приквелы, дописывать - не к ночи будет помянуто - все, что только может быть прицеплено к книге спереди и сзади, с боков, снизу и сверху... И вот, спустя некоторое время, у него на полке стоит шесть книжек на данную тему, а седьмая - в типографии.

искушение второе: ДОБРОНРАВИЕ
Автор добр и покладист. Он абсолютно не хочет, не собирается, не планирует заниматься околокнижными проблемами.
Книжка выходит в какой-то обложке; книжка выходит под какой-то редактурой. Позиция автора: издатель лучше знает, какая обложка будет коммерческой, художник пусть рисует, что сказал издатель, или пусть художественный редактор подберет слайд из архивов-запасников - у меня нет времени за этим следить. Я хороший, добрый, милый человек, и заранее со всем согласен. Издатель предлагает сменить название книги - добронравный автор соглашается: отлично! Роман назывался "Закат в Эмпиреях" - сменим его на "Вампиреи: первая кровь". Никаких проблем. Иллюстрации? Ах, господин издатель, вы вообще не хотите ставить иллюстрации - не надо! Так будет дешевле! Хотите? - отлично!.. И ничего, что десантник-инопланетянин в графическом исполнении похож на крокодила Гену. Ведь ссориться или спорить с художником, затягивая тем самым выход очередной книги и портя добрые отношения, нехорошо. Нужна аннотация? - господин аннотатор, пишите, как считаете нужным. Книгу можете вовсе не читать - так вам и быстрее, и удобнее. Мой добрый нрав позволяет всем делать что угодно.

искушение третье: ЖИВОСТЬ ХАРАКТЕРА
Автор сообщает во всеуслышание: "У меня много друзей. И поэтому моя авторская работа ускоряется. О, счастье! Редактуру я отдаю редактору. Ошибки, опечатки пусть исправляет корректор. Технические-исторические-географические детали мне в клюве несут приятели-ученые. А ляпы мои пусть ловят бета-тестеры. Вчера я сбросил свою новую книгу в Сеть, и теперь жду выводов оных бета-тестеров."

искушение четвертое: ОБСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (ПОДПИСАНИЕ ФЬЮЧЕРСНЫХ КОНТРАКТОВ)
Первый, "малый" вариант, то есть самый безобидный: контракт на еще недописанную книгу. Автор книгу не закончил, есть только кусок текста. Но поскольку автор уже издается в данном издательстве, у него неплохая репутация, так как его предыдущие книги нормально продались, - он дает издателю анонс, краткую аннотацию и, допустим, первую четверть текста. Вот я сейчас пишу роман под названием "Лети и властвуй!.." Издатель сразу вписывается в тему: "Отлично! Подписываем договор. Вот тебе аванс - иди работай".
Второй вариант фьючерсного контракта - на вообще еще не начатую книгу. На идею книги, задумку.
Третий, более суровый, который в свое время практиковали некоторые издательства: на пять лет творчества, на все, что будет написано данным автором за эти пять лет, и не менее трех книг в год. Подписывались и такие контракты - находились желающие.

искушение пятое: ОСТОРОЖНОСТЬ
Осторожный автор - это ведь хорошо? Выражается эта осторожность в первую очередь - в боязни риска. Ну зачем я напишу книгу, которая, возможно, станет не такой популярной, как предыдущая? Ну зачем я буду использовать слова, которые неизвестны восьми читателям из десяти? Например, слово "инсинуация" большинство народа пишет никак не через три "и". Значит, нужно его заменить на общедоступное словечко...

искушение шестое: ВЕЧНАЯ МОЛОДОСТЬ
Человек, который после четвертой-пятой-шестой книги по-прежнему считает себя начинающим и молодым (не в смысле физическом, а в писательском) - это примерно то же самое, как после рождения пятого ребенка искренне полагать себя девственником. И кричать об этом на всех перекрестках.
"Маленьких бить нехорошо. С меня, маленького, какой спрос? Я еще учусь. Ну, есть у меня шероховатости, ляпы и "глюки". Но я выучусь - вы ж меня не бейте больно, я только начинаю. Я не Стругацкий, не Булгаков..." Да, такого и бить противно.

искушение седьмое: КОМПАНЕЙСТВО
Автор, начавший реально издаваться, попадает в среду коллег, фэнов, читателей, критиков, просто каких-то тусовщиков, молодых, не очень молодых, совсем немолодых, известных, малоизвестных и так далее. Попадает - и растворяется в среде, как сахар в кипятке. Это же свои! единомышленники! я такой же, как они, мы все друзья и братья во спиритус вини...

искушение восьмое: ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ
Не путать с компанейством! Общительность - это когда автор прочно прописывается в интернете.
Ему это страшно нравится. Он организовывает живой журнал, он делает форум, он вписывается в клуб по интересам или сам его обустраивает. Он объединяет вокруг себя коллег или идет к ним. Он подписывается на ФИДО, у него образовывается авторская страничка. Он сидит в чатах, разговаривает, обсуждает и тратит на это кучу времени. У него полно псевдонимов. Там - Лев Толстой, тут - Волк Худой.

искушение девятое: СПОРТИВНОСТЬ
Выражается оно в следующем: автор начинает принимать участие в ряде литературных конкурсов. Пишет туда рассказы на заданные темы - и активнейшим образом участвует в обсуждениях этих рассказов, в присуждении им мест, в конфликтах между членами жюри или участниками; он пишет кучу отзывов, рецензий, громко высказывает и агрессивно отстаивает свое мнение. Автор внимательно следит, чтобы его не дай Бог не пропустили, не забыли, не помянули лихом... Автор при деле.

искушение десятое: ГОТОВНОСТЬ НА ВСЁ
По просьбе или под давлением издателя автор достаточно легко соглашается:
- на корню переработать свое произведение;
- сократить;
- расширить;
- изменить финал;
- добавить эротику или экшн;
- написать книгу на заданную тему;
- написать продолжение к своей удачно пошедшей в продажу книге (которую, кстати, продолжать не собирался, а тут вдруг начал собираться);
- продолжить чужой коммерческий сериал;
- написать произведение в неравноправном соавторстве - например, по синопсису мэтра.

Финал статьи: Но ведь можно и устоять перед искушениями?


Ольга Денисова. Книги

Comments

( 5 комментариев — Комментировать )
dobroeutro_lsa
20 апр, 2009 11:36 (UTC)
Спасибо!
Хороший материал.
czenek
22 апр, 2009 14:49 (UTC)
Этот списочек перед ноутбуком или ПК повесить, как десять заповедей о том, чего не надо делать!
valgery
23 апр, 2009 11:26 (UTC)
Так вот в чем дело. А я все удивлялась, что цитату из такой хорошей, серьезной статьи называют юмористической и предлагают этим советам вообще не следовать. Теперь дошло. Дело в узости мышления. Никому, даже мне, в голову не пришло, что Олди в ЗМ участвуют каждый год и в интернете отнюдь не одна запись их выступлений. Иногда дают хорошие советы, а иногда.. кхм... не очень.
choknutyj
28 апр, 2009 06:57 (UTC)
Позвольте поздравить Вас :)
с Днем Рождения!
Счастья!
Здоровья!!
Удачи!!!
:))
( 5 комментариев — Комментировать )