?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

«Добро победит зло, поставит его на колени и жестоко убьет» (из недр интернета)

Прежде чем начать наконец отчет о поездке по Вологодской области, хотелось бы осветить мое отношение к РПЦ.
Сделаю это на основании книги Ефима Федоровича Грекулова «Православная инквизиция в России» (М., «Наука», 1964).
Некоторые выдержки (никакой политики, голые факты, взятые из дореволюционных источников) из 4-й главы этой книги.

Монастырское заключение — одно из самых тяжких наказаний, применяемых православной церковью с давних пор. Так, в Никоновской летописи рассказывается, что еще в начале XI в. еретики заключались в погреба архиерейских домов.
Самыми страшными из монастырских застенков были земляные тюрьмы. Земляные тюрьмы представляли собой вырытые в земле ямы, в которые затем опускались деревянные срубы. Поверх земли делалась кровля с небольшим оконцем для передачи пищи.
Широко известны были тюрьмы Соловецкого монастыря, основанного в первой половине XV в. Каменные мешки в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усеченного конуса длиной около трех метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр. В верхних этажах Головленковской башни Соловецкого монастыря каменные мешки были еще теснее: 1,4 метра в длину, 1 метр в ширину и высоту. Маленькое оконце служило не для освещения, а только для подачи пищи. В таком мешке нельзя было лежать, узник спал в полусогнутом состоянии. Сюда заключали узников «безысходно», т.е. на всю жизнь, никакой связи с внешним миром они не имели.


В башне Соловецкого монастыря, носившей название Корожня, тюремные кельи были устроены на каждом этаже. Это были маленькие и темные каморки с небольшими отверстиями вместо двери, через которые узник с трудом мог пролезть внутрь. Еще в XIX в. местные жители рассказывали о суровом режиме в этой тюрьме — заключенных морили дымом, замуровывали, пытали (для пыток служил нижний этаж башни). Тюрьма Соловецкого монастыря постоянно расширялась. В 1798 г. под тюрьму было приспособлено выстроенное ранее здание, а в 1842 г. и этого оказалось мало: для узников построили специальное трехэтажное здание и особые казармы для тюремной охраны. В новой тюрьме в полуподземном нижнем этаже были небольшие чуланы, без лавок и окон, куда помещали особо важных преступников.
В Прилуцком монастыре Вологодской губернии каменные мешки представляли собой узкие каменные шкафы, возведенные в несколько этажей внутри монастырских башен. Каменные мешки были изолированы друг от друга, их окна и двери заделывались кирпичом, оставлялось лишь небольшое отверстие для передачи узнику пищи и воды. Каменные мешки имел также Спасо-Каменский монастырь Вологодской губернии, основанный в 1260 г.
Сибирский селенгинский Троицкий монастырь также был известен бесчеловечными условиями содержания узников. В одиночных казематах - «каютах», в «заклепных железах» несчастные жертвы инквизиции часто сходили с ума.
Каменные каюты были также в Николаевско-Корельском, якутском и других монастырях. В XVII в. в якутский монастырь сослали Максима Малыгина по обвинению в «тайном богомерзком общении с нечистой силой». Его посадили навечно в темную каюту на цепь. Тюремщики не давали ему воды, так как боялись, что он, будучи чародеем, уйдет через воду из тюрьмы. В каменном мешке макарьевского Унженского монастыря Костромской губернии был заточен в 1757 г. основатель религиозной секты Тихон Смурыгин. По предписанию Синода его заковали и вели «наикрепчайшее смотрение о неимении им прежнего злого действия».

Среди монастырских тюрем первое место, особенно в XIX в., занимала тюрьма при суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, основанном около 1350 г. Эта тюрьма существовала с 1766 г. и с ростом антицерковного движения все время расширялась. В 1824 г. под тюрьму было переделано старое помещение духовной семинарии, находившееся за крепкими монастырскими стенами. В 1889 г. к тюрьме был присоединен каменный флигель на 22 одиночные камеры.
Тюремные помещения были и в других монастырях — Антониево-Сийском на Северной Двине, Новгород-Северском, Кирилло-Белозерском и др.



Достаточно для того, чтобы понять: монастырские тюрьмы были не редкостью, не исключением, а правилом.
Слышала я, что монастырь – это прообраз рая на земле. Возможно, для равновесия добра и зла, монастырские тюрьмы являли миру прообраз ада.

В монастырских тюрьмах режим был более суровый, чем в каторжных. Роль тюремщиков выполняли сами монахи, они же наблюдали за приставленными сторожами, а комендантом монастырской тюрьмы был архимандрит, обладавший неограниченной властью.
Режим в Соловецкой тюрьме был также настолько суров, что в 1835 г. правительство назначило специальную ревизию этой тюрьмы, так как в обществе много говорили о бесчеловечных условиях содержания в ней узников. Проводивший ревизию жандармский полковник Озерецковский был вынужден признать, что узники Соловецкой тюрьмы несли наказание, значительно превышавшее их вины.
В монастырских тюрьмах узники часто были закованы в ручные и ножные кандалы, прикованы к стене или к деревянной громадной колоде, подвергались «смирению по монастырскому обычаю». «Смирение» выражалось в том, что узников сажали на цепь, наказывали батогами или плетьми, изнуряли тяжкими монастырскими работами. Для усиления наказания на узников часто надевали «рогатки» — железный обруч вокруг головы, закрывавшийся под подбородком на замок при помощи двух цепей. К обручу приделывались перпендикулярно несколько длинных железных щитов. Рогатка не позволяла узнику лечь, и он вынужден был спать сидя.
Инквизиционное хозяйство монастырей было самое разнообразное: оковы большие и малые, ручные и ножные, рогатки, кнут, ременные плети, шелепы (расширявшиеся на конце лопатообразные дубинки), батоги. Все это приобреталось на церковные деньги и хранилось в консисторских и монастырских тюрьмах. Цепи были неотъемлемой принадлежностью всех судебных дел, которые вели духовные власти. Выражения «посадить на большую цепь», «содержать в цепи» встречаются во многих памятниках. Узников подвергали наказанию на особом лобном месте, существовавшем во многих монастырях. Характер наказания зависел от усмотрения архимандрита. Виды монастырского «смирения» перечислены в одной сатирической челобитной XVII в., имевшей широкое хождение в рукописных списках. «А в Калязине обитель не малая, — читаем в челобитной, — казна большая, после мору старых лет в запасе осталось, в хлебне по подлавичью стулья да чепи валяются, в мукосейке по спицам шелепы да плети висят, в караульне по подлавичью снопы батогов лежат, а у нас, богомольцев твоих, от того страху они не видят, а у малодушных за плечами кожа вертится, от того и ночью не спится»
В 50-х годах XIX в. правительство в связи со слухами об изуверском отношении монахов-тюремщиков к своим узникам пыталось несколько смягчить режим в монастырских тюрьмах. Во главе арестантского отделения хотели поставить светского коменданта, а в придачу ему дать помощника из монахов. Но Синод решительно возражал против такой реформы и в монастырских тюрьмах все осталось по-старому: военная стража и тюремные служители были в полном подчинении архимандрита.

О суровом тюремном режиме 900-х годов свидетельствует письмо одного суздальского жителя, писавшего в петербургскую консисторию: «Обратите внимание на тамошнего архимандрита — коменданта, за что он так зверски запер несчастных заключенных и теснит их самым ужасным образом. Прислали какого-то зверя, который совершенно позабыл, что он служитель божий».


Думаю, вполне достаточно. Это не дикое средневековье. Последние монастырские тюрьмы прекратили свое существование в начале 20-го века (!)

Метки:

Comments

( 23 комментария — Комментировать )
omega14z
23 сент, 2009 11:15 (UTC)
А у нас так рвуться это все возродить...
oldland
23 сент, 2009 11:29 (UTC)
Да еще с умилением и восторгом :)
omega14z
23 сент, 2009 11:30 (UTC)
А как же без умилинея и восторга? Такие няшные тюрьмочки, такое благорастворение..
kilelen
23 сент, 2009 11:23 (UTC)
Мда. Интересная информация. Ее бы почитать кое-кому..., кто мало задумывается о "рае" и его прообразах. Спасибо.
oldland
23 сент, 2009 11:31 (UTC)
=Ее бы почитать кое-кому...=

Для них и пишу.
omega14z
23 сент, 2009 11:34 (UTC)
Еще анекдот вспомнился:
Мужик умирает, ну туннель, все такое, приходит в себя и видит: унылая равнина, все разделено на сектора, колючей проволокой отгорожено, вышки стоят. Ну он озирается и спрашивает
- где я
А с вышки ответ
- в раю
- а почему тут проволока, вышки, виселицы?!!!
- ррразговорчики в раю!!!
oldland
23 сент, 2009 11:39 (UTC)
Во-во, примерно так. У меня еще картинка есть:
mikhailjonokk
23 сент, 2009 11:56 (UTC)
Вот и провели бы одного из своих героев через это. Или уже есть?
oldland
23 сент, 2009 18:43 (UTC)
Уже есть. Роман "Учитель". Не исторический роман, я бы назвала его "русской готикой" :). Но историческая правда отражена в снах (воспоминаниях) главного героя.
У меня три антихристианских романа: "Одинокий путник", "Учитель" и "Вечный колокол".
mikhailjonokk
24 сент, 2009 10:43 (UTC)
Начал читать "Учителя". Завораживающее начало. Правда я не любитель всего фантастического, но после пояснений ваших о монастырских катакомбах эта составляющая при чтении как бы "уплывает на задний план".
Вот только с "антихристианством" я б не согласился. Тоже считаю, что Бог не в церкви, а там, где я. На Реке, в лугах-лесах особенно явственно чувствуется его близость. То есть Бог одно, а религии другое. Вроде власти и законов. Они есть, а уехал я за двадцать вёрст в Яранцево (заброшенная деревня) или на пасеку и всё - Бог рядом, а всё остальное там - "в демократии". В следующей поездке фотографий осенних насоб ираю на эту тему - "В двадцати верстах от демократии". А, может, даже рассказ такой напишу. Часто так бывает: сперва заголовок, а после всё остальное.
oldland
24 сент, 2009 14:04 (UTC)
А я как раз не разделяю понятия "вера", "религия" и "церковь". И у меня есть для этого основания. Если я начну их здесь приводить, вы на меня обидитесь :), потому что вопросы веры всегда очень личные и болезненные. Я вот, например, верю в богов, но никому этого не навязываю и в жизни на них не уповаю.
Не поленюсь, приведу здесь стихотворение Галича.

Я вышел на поиски бога
В предгорьях уже рассвело.
А нужно мне было немного,
Две пригоршни глины всего.

И с гор я спустился в долину,
Развел осторожно костер
И красную вязкую глину
В ладонях размял и растер.

Что знал я в ту пору о боге
Из ранней поры бытия?
Я вылепил руки и ноги,
И голову вылепил я.

И, полный предчувствием смутным,
Мечтал я при свете огня,
Что будет он добрым и мудрым,
Что он пожалеет меня.

Когда ж он померк, этот длинный
День радостей всех и скорбей,
Мой бог, сотворенный из глины,
Сказал мне: - Иди и убей.

И канули годы, но снова,
Все так же, но только грубей,
Мой бог, сотворенный из слова
Твердил мне: иди и убей!

И шел я дорогою праха,
Мне в платье впивался репей,
А бог, сотворенный из страха,
Шептал мне: - Иди и убей!

Но вновь я печально и строго
С утра выхожу за порог -
На поиски доброго бога
И - ах, - да поможет мне бог!

ЗЫ. Всегда радуюсь, когда в ленте друзей вижу Ваши фотографии, но не всегда комментирую. И название для рассказа отличное, у меня тоже бывает, что название первично.
mikhailjonokk
24 сент, 2009 14:36 (UTC)
Верно это, Ольга. Что в душе, то в душе и должно остават ься. Фотографии видов реки или леса что коментировать - их смотреть надо. То же самое могу сказать и о ваших видах. Если что-то действительно в голове "полыхнет", тогда да - грех удержаться и не выссказать.
(Удалённый комментарий)
natamay
23 сент, 2009 14:57 (UTC)
Припоминается чьё-то изречение: "В каждом храме найдётся образ дьявола" (автора запамятовала).
zadel
23 сент, 2009 18:19 (UTC)
Вспомнилось почемуто что разводы на руси были запрещены, чтобы это обойти жен просто ссылали в монастырь, как иван Грозный жену и Петя1 сестру например. Что их там ждало - понятно.
oldland
23 сент, 2009 18:48 (UTC)
А так же понимаешь смысл выражения "подвести под монастырь".
alex_nik
23 сент, 2009 18:34 (UTC)
все возвращается: http://www.ej.ru/?a=note&id=9458
мракобесие сейчас в моде.
oldland
23 сент, 2009 19:10 (UTC)
Спасибо за ссылку. Почему-то верю в историю легко, хотя и не сомневаюсь, что под суд никто по этому делу не пойдет. Объявят девчонку лгуньей, и этим все кончится.
alex_nik
23 сент, 2009 20:38 (UTC)
судя по последним тенденциям под суд может пойти сама девочка, 282статья, разжигания розни к соцгруппе- православные.
pavarty
23 сент, 2009 18:40 (UTC)
Жду от Вас критики Иудаизма. Этот текс Вы уже пиарили несколько раз.
oldland
23 сент, 2009 18:51 (UTC)
О! Критика иудаизма!
Анекдот (любимейший мною, поскольку имеет очень глубокий антирелигиозный смысл).
Встретились падре, батюшка и ребе, стали рассказывать, кому из них как бог помог. Падре плыл на корабле, начался шторм, он стал усердно молиться богу, и бог помог ему: вокруг бушевал шторм, а падре плыл по спокойной воде. Батюшка попал в лесной пожар, стал усердно молиться богу, и бог помог: вокруг горел огонь и падали деревья, а батюшка шел по зеленой траве до самого дома. Ребе в субботу шел по улице и увидел на земле лежащий кошелек. Он стал усердно молиться богу, и бог помог: у всех вокруг была суббота, а у ребе был четверг.
pavarty
23 сент, 2009 18:57 (UTC)
Вы этот текст выкладывали в сообществе ru_antiriligion и когда там выложили пост с критикой иудаизма молчали когда модераторы того сообщества говорили иудаизм святое и не подлежит критике. Прочитайте Числа о судьбе мадиаменян и не ломайте то что не вами выстроено.
oldland
23 сент, 2009 19:13 (UTC)
Я не выкладывала этого текста в ru_antiriligion. И сообщество ru_antiriligion я читаю от случая к случаю.
Что-что мне нельзя ломать? pavarty, вы опять изъясняетесь одному Вам понятными загадками.

ЗЫ. Как мне без Вас было хорошо.
( 23 комментария — Комментировать )

Profile

чб
oldland
Ольга Денисова
Книги

Latest Month

Октябрь 2014
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

ССЫЛКИ ДЛЯ МЕНЯ

Разработано LiveJournal.com
Designed by Teresa Jones