?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Маркетинговое эссе в ответ на статью Леонида Каганова «По поводу пиратских оцифровок книги» и на комментарии к посту natamay  «Отдать чтобы продать»

В советские времена в моей семье довольно много денег тратилось на чтение: мы выписывали литературные журналы, в том числе «роман-газету», сдавали макулатуру на Дюма, у нас была Библиотека всемирной литературы, книги дарили нам, и книги дарили мы. И просто покупали то, что можно было купить. Замечу при этом: не только можно купить, но и стоит прочитать. Разумеется, и в СССР было немало книг, которые читать не стоит.
Но большинство книг, прочитанных мной, я брала в библиотеке. Потом мне было трудно с ними расставаться, но факт остается фактом: я читала их бесплатно. Кроме того, немалую долю в прочитанных мною книгах составляли те, которые мне давали прочитать друзья. Итого, бесплатно мною было прочитано около 80% книг.
Хочу отметить, что, в силу дефицита, бесплатно я читала именно лучшие книги. Признаться, мне не приходило в голову (равно как и моим родителям), что бесплатным прочтением книги я ворую у автора его гонорар, лишаю его законного дохода. Напротив, посещение библиотек поощрялось ничуть не менее, чем приобретение книги за деньги.

Что я имею сейчас? Да все то же самое! Я покупаю книги в подарок, покупаю любимых мною авторов, чтобы они стояли на моей книжной полке, я покупаю необходимые мне настольные книги – около 20% того, что читаю. А 80% книг я читаю бесплатно, в электронных библиотеках.
Не будем спорить о законности и моральных аспектах. Посмотрим на это с точки зрения рынка и рыночных механизмов поведения потребителя.

В данном случае я не пытаюсь оправдать читателей-халявщиков, пиратские библиотеки и иже с ними. Я не хочу рассматривать и претензии авторов, как противоположной стороны этого конфликта. Не конфликт, а объективные законы рынка управляют поведением потребителя, и задача противоположной стороны – знать эти законы и считаться с ними.
Экономические законы не могут опираться на мораль, мораль – это тоже стоимостная категория. Изменение менталитета потребителя требует долгосрочных вложений. Гораздо дешевле издать закон, изменяющий это поведение, но, как показывает практика, и добиться соблюдения закона не так-то просто, если он вступает в противоречие с менталитетом и естественным человеческим поведением. Так никакое антимонопольное законодательство не может противостоять образованию монополий и ценовым соглашениям между крупными корпорациями, может только тормозить и усложнять процесс. Точно так же закон об авторских правах лишь слегка мешает потребителю вести себя на книжном рынке так, как он привык. Закон этот – что-то вроде назойливой мухи: вызывает только раздражение, но ничего всерьез изменить не может.

Большинство людей планирует свои расходы подсознательно, не отдавая себе в этом отчета. В этом бюджете выделено довольно четко, сколько денег человек потратит на еду и какая это будет еда, какой ценовой категории, сколько – на транспорт, сколько – на коммунальные платежи, сколько – на мебель и ремонт и т.д. И, конечно, в бюджете каждой семьи есть расходы на развлечения. Часть этих расходов – расходы на чтение. У разных людей разные бюджеты на чтение книг. Кто-то считает для себя чтение самым важным развлечением, а кто-то – не очень-то и нужным. Но в подсознании человека четко зафиксировано, сколько он готов на это потратить.
Эта цифра на относительно долгосрочном промежутке времени (несколько лет) – константа. Меняется она медленно и неохотно, ее определяет менталитет читателя (внутренняя составляющая) и внешние факторы, например, ситуация на рынке.
Этот факт – важная деталь для составления маркетинговых программ, построения прогнозов и расчета ожиданий.
Из малых бюджетов в головах каждого человека складывается макробюджет: сколько на чтение готовы потратить все потребители книжного рынка. Без разработанных и профинансированных программ для рядовых участников рынка эту сумму тоже можно считать константой. И хотя в макромасштабе она изменяема и управляема, однако весьма неповоротлива.
Современный потребитель всегда стоит перед выбором: на что потратить свои деньги. И в структуре его развлечений книги уже давно не занимают первого места. Перед этим выбором стоят и те, кто имеет высокие доходы, и те, у кого заработок весьма и весьма скромен. Особенную категории составляют подростки, не имеющие собственных доходов: их «бюджеты» складываются из карманных денег, весьма ограничены, зато почти полностью направлены на развлечения. Представьте себе подростка, который решает, что ему купить: бутылку пива или книгу? Я не вижу подростков, покупающих книги, зато покупающих пиво – на каждом углу. Играющих в on-line игры – в каждом интернет-клубе (это те несчастные, у кого нет своего нормального компьютера). Тусящих в интернете – множество, как и в кафе, и на улицах. На концертах, в кинотеатрах, на катках, на пляжах: соблазнов много, и книги – не самый большой соблазн. Особенно если за него надо платить деньги. Ведь тусить в чатах и играть в компьютерные игры можно и бесплатно.

Так с чего вы взяли, что кто-то побежит в магазины за книгами, если их можно бесплатно скачивать в сети? Скажу больше: если их нельзя будет скачивать в сети бесплатно, в книжные магазины тоже никто не кинется, уверяю.

Есть такой анекдот: «Папа, с завтрашнего дня водка подорожает. Ты теперь будешь меньше пить? – Нет, сынок, ты теперь будешь меньше кушать». Книги – не водка. Если они с завтрашнего дня подорожают, их просто будут меньше читать. Для большинства людей книги не являются предметом первой необходимости, особенно – новые книги. Если кризис прижмет домохозяйку, она сократит расходы на книги в первую очередь, а не в последнюю. Это называется – эластичный спрос. И у книг кривая эластичности спроса очень и очень крутая. Это не хлеб и не водка, цены на которые можно поднимать бесконечно – и все равно будут брать. Человек не будет тратить на книги больше денег, чем планировал. По крайней мере в среднем.

Макробюджет, который складывается из бюджетов, выделенных потребителем на чтение, в общей сложности расходуется следующим образом:
1. Хиты продаж поглощают львиную долю этих денег. Это либо гениальные (и раскрученные) произведения, вроде Гарри Поттера, либо успешные коммерческие проекты, не имеющие к литературе никакого отношения.
2. Покупка электронных устройств для чтения – для издателей и авторов эти деньги идут мимо, а для потребителя лежат в одной кубышке с расходами на книги. Человек, купивший электронную «читалку», образно выражаясь, исчерпал свой лимит на покупку книг, иногда на два-три года вперед. И число таких людей растет день ото дня.
3. Довольно многочисленная группа книг «на выброс» - прочитать и забыть, а лучше всего – выкинуть, чтобы не занимали места на книжной полке. Именно в этой области подвизается большинство авторов и именно на этом надеется заработать – потому что именно на этот сегмент делает ставку издатель.
4. Небольшая, но стабильная доля идет на крепких авторов, которых не стыдно поставить на полку и подарить друзьям. Которых можно перечитывать и обсуждать.
5. А на авторов, которых никто не читал и о которых никто не слышал, денег в этом бюджете уже не остается. Гы…

А теперь посмотрим, как обстояли дела, когда мы были самой читающей страной в мире. Около 80% книг мы читали бесплатно, брали в библиотеках и у друзей. Остальные двадцать мы покупали (или дарили друг другу) и получали в литературных журналах. При этом писатели, хоть и не были самой обеспеченной частью населения, но не бедствовали. Более того, они могли себе позволить работать над книгой три года, и авторский гонорар позволял жить на эти деньги, не подрабатывая в котельных и на вокзалах. Я, конечно, имею в виду профессиональных писателей, а не тех, кто долгие годы пытался в эту категорию пробиться (это – отдельный вопрос).
Вспомните фильм «Тутси» о жизни безработного актера. У нас в это время не было безработных актеров, потому что их число регулировалось «на входе» - при поступлении в театральный институт: запредельным конкурсом. Я не знаю, что лучше, и не предлагаю это обсуждать. Но если все те, кто не поступил когда-то в театральный, вдруг понастроят сцен и залезут на эти сцены, некому будет на них смотреть. И, уверяю вас, в этой толпе легко потеряются настоящие таланты, уровня Даля и Евстигнеева.
С нашими писателями именно это и произошло: они решили, что если их издадут, то их будут и читать. Более того, они уверены, что раз они работают, то должны получать за это деньги.
Представим, что мы готовы покупать то же количество книг, которое покупали, будучи самой читающей страной мира. Но авторов-то стало в десятки раз больше! И доход каждого из этих авторов, очевидно, будет в десятки раз меньше. Просто потому, что люди не готовы читать по сотне книг в неделю, как бы они ни любили чтение. Более того, люди с тех времен стали читать меньше. Рост количества авторов и количества наименований книг никак не может повлиять на увеличение платежеспособного спроса. Более того, он и на количество прочитанных книг в единицу времени повлиять не может. А ведь книга – вещь долгоиграющая, есть еще классики, которых продолжают издавать. И они тоже – конкуренция современном автору.
Взгляните, автор зажат со всех сторон: с одной стороны – индустрия развлечений и море соблазнов, которые она предлагает. С другой – тысячи собратьев по перу, да еще и те, кто продолжает издаваться и после смерти. С третьей – PR-акции коммерческих проектов, забивающие уши читателя (между прочим, весьма профессионально манипулируя его сознанием). И катится снежный ком: чтобы жить за счет авторских гонораров, надо писать больше и больше, а чем больше книг появляется на полках, тем меньше вероятность, что кто-нибудь их прочтет.
А теперь посмотрите на читателя. 95% книг, которые он видит на полках книжных магазинов – этот фуфло. Это толпа бесталанных безработных актеров на сцене, которые при этом стоят с протянутой рукой и канючат: «Ну я же играл, я работал, я репетировал – давай мне денег! Ведь ты смотрел, я видел, что ты смотришь!» Даже уличные актеры не требуют платы за свою игру – берут только то, что кинут им в шапку. На что вы рассчитываете, уважаемые авторы? Каких денег вы хотите и за что? И верно говорят читатели пиратских библиотек: скажите спасибо, что я вас читаю. Потому что не только деньгами ограничен спрос на книги, но и временем. Потому что если со всех сторон раздается какофония, очень трудно расслышать в ней настоящую музыку – более того, трудно даже прислушаться. И если я прислушался – мне уже спасибо.
Самое обидное, что в этой толпе есть и настоящие таланты: вот кого этот бездарно организованный бизнес топчет в первую очередь. Мизерные гонорары убивают их, не дают им писать в полную силу. И вот это я скорей назову воровством: бездари и прохвосты оттяпали у них и тиражи, и честно заработанные деньги.

Рынок имеет склонность к саморегулированию. И потребитель, вопреки воле «производителя», все равно выкрутится. Как отреагировал потребитель на этот невообразимый вал книг, который на него обрушил издатель? Да очень просто – он перестал платить. К сожалению, он перестал платить не только за фуфло, он перестал платить вообще. И с особенным рвением он начал это делать после выхода закона об авторских правах, это его ответ на вой: «Бесплатное чтение книг - это воровство!». Но раньше писатели воровством это не считали, не так ли? Раньше большинство книг мы брали в библиотеках. И мы не скидывались на покупку книг в библиотеки – это была государственная программа, нам это доставалось бесплатно. Всем. И у кого денег куры не клевали, и у кого их совсем не было. Что изменилось сейчас? Писатели тоже хотят кушать? Безработные актеры в Америке тоже хотят кушать, но это не значит, что кто-то должен их кормить. Если они вылезли на сцену и что-то сыграли, из этого вовсе не следует, что кто-то им за это заплатит.
Рынок электронных книг будет расти не по дням, а по часам. По мере падения цен и доступности электронных «читалок». И все больше и больше читателей будут скачивать книги в сети – и скачивать их бесплатно. Этому можно помешать, закрывая пиратские библиотеки и торренты, но это не изменит тенденции: люди не станут тратить на книги больше денег, они будут меньше читать. Сначала они перестанут читать неизвестных им авторов, потом серьезную конкуренцию современным авторам составят те книги, срок авторских прав на которые истек. Когда правообладатели это поймут, они издадут новый закон: о покупке прав на издание таких книг. И появятся правообладатели на книги Достоевского и Толстого – их тоже нельзя будет читать бесплатно, это тоже назовут воровством. К чему мы придем, если закроем бесплатные библиотеки? Мы избавимся от читателей. От лучших читателей, заметьте, потому что читатели бесплатных библиотек – это определенный, довольно высокий уровень. Мы оставим вместо читателя потребителя развлекательной индустрии, которая по странному стечению обстоятельств ПРОИЗВОДИТ книги.
Но если мы не запретим пиратские библиотеки, книжный рынок рухнет в ближайшие несколько лет. Подавляющему большинству писателей вообще нечего будет жрать. И первыми пострадают лучшие – те, кто не имеет звездных тиражей, но не является и «производителем» книг. Потому что их сегмент рынка – читающая, а не развлекающаяся публика, а именно читающая публика в первую очередь озаботится приобретением «читалок». Максимум, на что они могут рассчитывать – это покупка их книг на книжную полку, в качестве сувенира или благотворительности.

Выход? Очень сложно говорить о выходе из этой ситуации. Права авторов, вроде как, уже защитили, но толку пока вышло мало. Закон об авторских правах вызвал только озлобление, а защитил не авторов, а правообладателей. Если и дальше законодательство будет развиваться в том же духе, ни к чему хорошему это не приведет. Потому что на другой чаше весов – защита прав читателей. Не потребителей, а именно читателей. Подростков, в первую очередь, которых надо приучать читать. И брать с них за это деньги – безнравственно. Наоборот, их надо тащить за уши в те самые бесплатные библиотеки, как когда-то тащили меня. Им надо внушать, что читать – это хорошо, это правильно. И не создавать у них на пути препятствий в виде денег (даже жалких копеек, которые они могут потратить на тысячи других соблазнов в сети).
Единственный выход, который я могу предложить: государственная программа финансирования бесплатных библиотек, как это было в советские времена. Не запреты и препоны в виде идиотских неработающих законов, а прямая оплата скачивания книг. Возможна не государственная, а благотворительная программа, но, имхо, это не обеспечит нужного количества денег.
Подобного рода программа может хоть как-то обуздать рыночный беспредел, ввести хоть какой-то отбор не с точки зрения спроса и предложения, а с точки зрения качества и уровня книг. Разделит голую развлекательную индустрию и литературу. И тем самым обеспечит доходы тех писателей, которые пишут книги, а не производят их.
Государство должно регулировать рынок! Это его прямая обязанность. Государство должно тратить деньги налогоплательщиков на этих самых налогоплательщиков. И хотя я понимаю, что нашему правительству это не выгодно, но, имхо, в этой стране еще остались люди, которым небезразлична ее культура. Рынок убивает сейчас эту культуру, убивает прямо у нас на глазах.
А впрочем… И там все будет куплено и продано… Дарья Донцова и Оксана Робски войдут в историю русской литературы как классики, за их скачивание государство предложит читателям доплату и бонусы, а чиновник получит за это «откат».
Но пока я не вижу другого выхода. Реклама и пожертвования читателей не обеспечат доходов авторам, это кошкины слезы.

Выход для издателей: надо сокращать количество авторов и число наименований книг. И увеличивать тиражи тех, кто останется. Между прочим, уровень качества книг на Западе много выше нашего, и это потому, что издатели там – профессионалы. Профессионалы в литературе и в маркетинге. Имхо, западный издатель не станет издавать книгу для того, чтобы посмотреть, пойдет она на рынке или нет. Западный издатель умеет определять это заранее. А наш идет по пути наименьшего сопротивления и наименьших затрат. Потому что за двадцать лет рыночных отношений наш бизнес не привык смотреть на десять лет вперед, его интересуют только прибыли ближайшего года. Лозунг «Пипл схавает» уже не работает. «Пипл» хавал в начале 90-х, когда еще верил издателю и печатному слову.

Вывод для авторов: перестаньте клянчить деньги и кричать о воровстве. Никто не даст вам больше денег, если вы запретите читать себя бесплатно. На каждые заработанные двадцать рублей (приобретя одного покупателя) вы потеряете сотню читателей. А если вам нужны не читатели, а покупатели, может быть тогда вам не стоит писать? Может быть тогда лучше производить товары в какой-нибудь другой, менее конкурентной области? Честное слово, бухгалтера зарабатывают не меньше, а значительно больше писателей. Равно как слесаря и водители такси.
К сожалению, обидней всего за тех, кто не может не писать и при этом пишет хорошо. Они действительно в безвыходной ситуации.

Comments

( 85 комментариев — Комментировать )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
moj_oduvan4ik
25 мар, 2010 23:57 (UTC)
Вообще-то, в библиотеки книги бесплатно не попадают. За них кто-то должен платить- государство или городская казна. Насколько я понимаю, с этим сейчас беда. А возможность читать бесплатно должна быть!
Ольга, параллельно Вам, я написала в своем журнале об американских и канадских библиотеках- сейчас это второй пост сверху. Здесь люди читают бесплатно, еще и как!
Кстати, мне попадалась на глаза статистика отом, что рынок бумажный и рынок электронный - никак не пересекаются и друг с другом не конкурируют. Поэтому не надо бояться электронных копий. Такой вывод совпадает с моим ощущением.
Скорее всего, бесполезно винить электронные коппии, или пиратство в том. что книга не продается. Причины в другом- Вы их правильно указали :-)
oldland
26 мар, 2010 00:30 (UTC)
Да, я не устаю твердить, что рынок бумажных книг и электронных - это разные рынки, они не пересекаются. И бесплатное скачивание практически не влияет на продажи книг в бумаге. За одним исключением: если книга плохая :), а автор известен и издается большим тиражом. Тогда шум в сети может сократить продажи. Впрочем, шум в сети поднимется и после выхода бумажных книг :).

Иду читать Ваш пост, как раз думала о западном книжном рынке и о том, что слишком мало о нем знаю :).
28
26 мар, 2010 03:15 (UTC)
большое спасибо за статью, Ольга! Осилил целиком.
мысли:
- есть отличие обычных библиотек от электронных: в обычную читатель книгу ВОЗВРАЩАЕТ, а скачав однажды из электронки, он поступает наоборот - он может её множить.
- бумажные книги останутся и через какое-то время станут не чтивом, а роскошью, престижем, символом культуры и интеллекта. книга перестанет быть товаром.
- ушлые люди придумают, как делать деньги на электронных текстах.
oldland
26 мар, 2010 03:35 (UTC)
Насчет возвращения: но ведь из электронной библиотеки читатель книгу и не забирает :). И если подходить к библиотеке не как к средоточью чьих-то авторских прав, а с точки зрения всеобщего человеческого блага, это здорово, что ее можно множить и множить - значит, гораздо больше людей могут ее прочесть! И ни у кого не убудет, только прибавится!

=ушлые люди придумают, как делать деньги на электронных текстах.=
Да уж, они придумают :). Сейчас как раз читаю фантастическую книгу на эту тему (с семинара). А вот еще байка, если интересно: http://vyritsa-lend.livejournal.com/10398.html
(без темы) - 28 - 26 мар, 2010 03:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ivanava - 26 мар, 2010 22:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oldland - 26 мар, 2010 22:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ivanava - 26 мар, 2010 23:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oldland - 27 мар, 2010 01:39 (UTC) - Развернуть
sjegeen
26 мар, 2010 04:35 (UTC)
Ольга,
Спасибо за поднятую тему. Думаю, что вопросы эти так же неоднозначны, как и их решение. В основном Вы правы – развитие рынка будет продолжаться. В этом случае под развитием я понимаю любые изменения, даже в сторону для нас нежелательную.

В первую очередь хочу сделать оговорку по поводу слова «должен», которое часто встречается в статьях о решениях той или иной проблемы. Мы привыкли думать, что все и всем всегда должны. Государство подарить беззаботную жизнь, читатель расстаться с заработанными кровными и т.д.

Как автор, наверное, слукавлю, если откажусь от собственных претензий на гонорар. Но, столкнувшись с распространённой проблемой банального выживания этот вопрос постоянно вылезает на первый план. Хотя с другой стороны, имея за спиной более пяти тысяч читателей, моё самолюбие и гордость временами заглушают урчание желудка. И, как винтик в рыночном механизме, я продолжаю оглядываться на любую возможность заработать моим писательским трудом.

Сейчас, скажу как писатель, приходится самому себя пиарить, раскручивать собственные книги, добиваться внимания к собственной персоне. Не в стол же я пишу, на самом деле. И в свете этих процессов, пришлось изучать не только книжный рынок, но и всевозможные пути собственного в нём участия. И тут я отмечу Ваш посыл к библиотекам. В первую очередь электронным.

Мой первый успех пришёл именно с пиратской библиотеки, где был размещён довольно сырой текст романа. Однако и этот текст стал востребован. Картина нарисовалась такая: с каждым месяцем количество скачивания книги росло, причём без какой-либо рекламы на этом ресурсе. Люди просто скачивали книгу, несмотря на то, что скачавшие делились с друзьями и знакомыми. Естественно, что меня это радовало. Но только морально.

Достоинство пиратов – действия навстречу читателю. Нелегальные библиотеки, то есть те, которые никак не оформляют отношения с автором и пользуются книгами без разрешения, создаются именно читателями. Теми, кто знает, что им нужно, что интересно и на что они готовы потратить время и трафик, сканируя, множа и публикуя чужие книги. То, что один пират после прочтения моего романа посчитал его достойным поделиться с другими читателями – безусловный показатель качества книги. И то, что скачивание произведения росло от месяца к месяцу, тоже позволяет считать себя состоявшимся автором.

Но опять же, одними лаврами сыт не будешь. Рынок приучил нас к накатанным поколениями схемам получения заработка. Создал, продал, поел. Просто. Но если раньше кушали сырое мясо, то сейчас на столе непременно должен появиться салатик, потом горячее и на закуску что-нибудь из ароматных десертов. Деньги тоже были золотыми и тяжёлыми, однако сейчас миллионы умещаются в строчку на экране и не оттягивают карман. И чтение книг становится менее увесистым – не сопряжённым с бумажным носителем. Вот и заработок автора от публикации в электронной библиотеке может стать вполне ощутимым. Реклама. Коммерческие объявления рядом с текстом на портале для бесплатного чтения. Чем больше тебя читают, тем больше рекламных кликов ты получаешь.

Если бы пять тысяч читателей прикоснувшихся к моему роману создали пять тысяч кликов на рекламное объявление, пусть небольшие, но деньги я бы получил. Справедливо?

Мы же смотрим бесплатное телевидение с постоянными уходами на рекламу. Почему бы не воспользоваться опытом и развить технологии естественного отбора качества и количества? По-моему вполне жизнеспособный вариант.

(дальше во второй части)
sjegeen
26 мар, 2010 04:35 (UTC)
(Вторая часть)

Теперь порассуждаю как бывший редактор (я покинул свой пост). То количество литературы, которое поступает на рассмотрение в издательства, может сравниться с лавиной. Так же растёт количество текстов на всякого рода литературных порталах. Прибавить к этому постоянное сканирование и публикации свободных от копирайта текстов, классики, учебной литературы, то получается бесконечный поток байтов информации. Я опущу рассуждения о соотношении количества и качества, коснусь лишь первого. В этой ситуации не только читатель, но и издатель захлёбывается. А поведение человека в экстремальной ситуации всегда будет неадекватным. Вот и происходит естественный процесс смывания всех и вся этой самой лавины. И не устоят ни монстры издательского бизнеса, ни новички, ни эстеты. Не останется никого и ничего.

Но смерть в этом случае – не гибель. Процесс закончится изменением форм работы издательств и их отношений с автором, а так же с читающей аудиторией. И по моему мнению, пути развития здесь могут быть какие угодно. Возможно, что появится некий симбиоз библиотек и книжных магазинов. А может быть и новый продукт электронно-бумажного носителя. Или тот же гибрид телевизионной и текстовой подачи материала. Кто знает? Одно понятно – литература, как культурное явление, умирать не собирается. До всеобщей грамотности люди передавали истории из уст в уста. Потом были наскальные рисунки, папирусы, рукописные фолианты в единственном экземпляре, первые мелкие тиражи с книжных прессов… Сейчас мы имеем два файла с одного клика. Геометрическую прогрессию распространения текстов при помощи интернета. Автора начинают передавать из уст в уста, как и тысячи лет назад. Только уста теперь цифровые, совмещённые с экранными образами (чем не наскальная живопись?), идущие от рукопечатного варианта в свободный тираж. Похоже, что все имевшиеся в истории человечества способы передачи истории сложились в один новый формат. Что будет дальше? Какой вид книги мы получим в итоге, и в каком направлении будет идти это развитие?

Время покажет.
oldland
26 мар, 2010 09:58 (UTC)
Вы уже открывали издательство (без обид). Теперь попробуйте заработать на рекламе. У меня 50 тысяч сетевых читателей, реклама принесла мне за год 500 рублей :).
(без темы) - sjegeen - 26 мар, 2010 15:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oldland - 26 мар, 2010 16:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - karakovski - 26 мар, 2010 16:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oldland - 26 мар, 2010 17:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - karakovski - 26 мар, 2010 17:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oldland - 26 мар, 2010 17:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - karakovski - 26 мар, 2010 18:47 (UTC) - Развернуть
vbogat
26 мар, 2010 06:17 (UTC)
Хорошая статья, Ольга! Как читатель, абсолютно согласен, вообще, мне, как потребителю, абсолютно всё равно: пиратская книжка или нет, подпольный диск или легальный... Если устраивает цена и качество, а зачастую низкое качество без цены, то это право потребителя...))) Ну, а как автор, вижу один выход: достойный гонорар за произведение, как, собственно, и происходит на Западе. Там за книгу получаешь достойную сумму, а уж работающие законы по авторскому праву следят за тем, чтобы издательство не потеряло деньги! Именно поэтому в западных издательствах мне нравится этот пункт: "все споры, касающиеся нарушения прав издательства и автора на использование произведения, решаются в установленном законом порядке от имени и за счёт издательства". Иными словами, западный издатель помимо достойного гонорара обеспечивает автору, в котором заинтересован, ещё и юридическую поддержку! И в этом колоссальное отличие от издательств российских, где автор выплывает сам, все проблемы решает сам, в том числе, и по претензиям, а издатель лишь стрижёт купоны...
oldland
26 мар, 2010 16:55 (UTC)
Спасибо за поддержку.
Я вот все пытаюсь понять, из чего складываются большие гонорары у западных авторов. Ведь цены на книги у нас не сильно отличаются (по крайней мере не в той пропорции, как гонорары). БОльшие тиражи? Или меньшие наценки в рознице? Или отсутствие изданной "макулатуры" (а у нас только 10% книг продается по заявленной цене)? Если Вы знаете, поделитесь.
(без темы) - vbogat - 26 мар, 2010 17:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - once_for_all - 13 апр, 2010 05:43 (UTC) - Развернуть
scorpig
26 мар, 2010 06:52 (UTC)
Согласен со всем.
Со своей стороны могу добавить. Я и автор, книги которого качают, я и читатель, который с удовольствием делает это сам. Поэтому не имею права лицемерно возмущаться абстрактными пиратами.
Вопрос только в том - как выжить.
В советские времена каждый ресторан подавал рапортички на исполняемые песни и отчислял соответствующие деньги. Немного, но постоянно. Ксмтати, это было основой благосостояния популярных авторов. Неплохо бы эту систему внести в электронные библиотеки . сколько скачиваний, столько и отчислений. Пусть немного, но со всех библиотек и постоянно. Средства - за счет рекламы. Думаю пиратам дешевле будет поделится прибылью, чем постоянно скакать по сайтам. Издержки конечно будут, но в целом система станет нагляднее. Скачивание станет индикатором популярности и для рекламодателей.
Теперь о реальных бибилиотеках. У нас к 150-летиюЧехова построили новы
oldland
26 мар, 2010 10:06 (UTC)
=Неплохо бы эту систему внести в электронные библиотеки . сколько скачиваний, столько и отчислений. Пусть немного, но со всех библиотек и постоянно. Средства - за счет рекламы. =
Так работает Литрес (или почти так, они платят за чтение он-лайн), я заработала на нем за год 500 рублей на 7 книгах. Впрочем, если бы система отчислений была построена по-другому, можно было бы заработать гораздо больше.
scorpig
26 мар, 2010 06:56 (UTC)
У нас к 150-летию Чехова построили новый корпус библиотеки. Там есть электронный зал. Можно бесплатно сидеть в инете, пользоваться сотнями дисков с энциклопедиями и т.п. Так вот там есть доступ на сайт Public., на котором находятся 35 млн. оцифрованных газет и журналов. Доступ этот платен для библиотеки, но не для читателя.
У;слуга -просто изумительная! Для работы места лучше нет:))
oldland
26 мар, 2010 10:01 (UTC)
Здорово! А я вчера прочитала вот этот пост, и даже разревелась: http://moj-oduvan4ik.livejournal.com/30992.html
(без темы) - scorpig - 26 мар, 2010 12:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oldland - 26 мар, 2010 16:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - once_for_all - 13 апр, 2010 05:52 (UTC) - Развернуть
kalipso1
26 мар, 2010 08:47 (UTC)
Уууу
Даешь кочевье на цифровые просторы, причем всех, вне зависимости от желания и уровня.
Как читатель я крепко подумаю, прежде чем купить книгу, даже при том, что сейчас имею возможность покупать.
Но как читатель я еще более крепко подумаю, прежде чем читать с экрана.
Да, тенденции имеются. Да, вероятно, что очень большой сегмент рынка перейдет в цифру, но далеко не весь. То, что останется, будет сложено из меньшего количества авторов, чьи произведения пользуются стабильным спросом.
И еще, господа, учтите, что таки мир велик, а с техникой не все ладят. Пока на одного оцифренного приходится десяток обыкновенных читателей.
Плюс момент доступности е-буков, в частности цены.
Плюс момент привычки.
Плюс куча других моментов, предсказать которые порой сложно.
Театр не умер с появлением кино. Жвопись с появлением фотографии. Поэтому пока все еще не так похоронно-мрачно.

В конечном итоге всегда возможен вариант, когда писательство останется хобби. Правда, тогда нормальных книг станет еще меньше, ну зато читатель доволен будет.
oldland
26 мар, 2010 09:55 (UTC)
На самом деле, издатели считают, что электронные книги (особенно бесплатные) влияют на продажу бумажных тиражей. Там вверху есть ссылка на статью Каганова, он утверждает обратное: его ЦА читает в основном электронные книги.
(без темы) - kalipso1 - 26 мар, 2010 11:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oldland - 26 мар, 2010 16:37 (UTC) - Развернуть
tsurupa
26 мар, 2010 09:00 (UTC)
Ольга, всё это замечательно. Но вы забываете об одном аспекте: автор произвел продукт. Как ни крути, но он его сделал, затратив человеко/часы. Этот продукт он продает. За бумажные книги, пусть и поступившие в библиотеки, автор получил роялти. А что он получит за электронную версию? Получается, что человек произвел продукт и ничего за это не получил... Нехорошо как-то.

Я как раз не читаю бумажных книг: у меня читалка, так зачем я буду тратить 300 рублей за роман, когда его на Литресе можно скачать за тридцать? Я принципиально не буду качать с Флибусты книгу живого автора. Подчеркиваю - живого. За Лемом, Толстым, Ефремовым - я пойду в пиратскую библиотеку. Как пошла бы в районную, куда новинки, известно, попадают не сразу.
oldland
26 мар, 2010 09:52 (UTC)
=автор произвел продукт. Как ни крути, но он его сделал, затратив человеко/часы.=
Я связала носки. 49 размера. Затратила человеко-часы, встала на улице: никто не берет... За деньги. Без денег возьмет бомжик, которому они ноги согреют, хоть и велики на 5 размеров...
На самом деле, далеко не каждый продукт, на который потрачены человеко-часы, стоит того, чтобы за него платить.

Если книга востребована бесплатно, это еще не значит, что она кому-то нужна за деньги.
Я бы так разделила книги:
1. И бесплатно не нужна (тогда скажите спасибо, что вообще скачали и прочитали)
2. Бесплатно нужна, а за деньги - нет.
3. Можно купить, но лучше скачать бесплатно.
4. Купить, дать друзьям и перечитывать.
5. Книгу надо распространять бесплатно, потому что это повышает культурный уровень ее читателей (классика).
Только в случае 3 бесплатная библиотека как-то влияет на авторский гонорар (но не на продажи в бумаге). Но к сожалению, большинство живых авторов относятся к первой категории для большинства читателей. Вот они-то чаще всего и кричать о "воровстве".
(без темы) - tsurupa - 26 мар, 2010 11:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oldland - 26 мар, 2010 16:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tsurupa - 26 мар, 2010 16:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oldland - 26 мар, 2010 16:41 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - oldland - 27 мар, 2010 11:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tsurupa - 28 мар, 2010 19:31 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - kalipso1 - 26 мар, 2010 11:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oldland - 26 мар, 2010 16:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kalipso1 - 26 мар, 2010 17:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - voenega - 28 мар, 2010 18:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tsurupa - 28 мар, 2010 19:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - voenega - 28 мар, 2010 21:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tsurupa - 29 мар, 2010 07:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - voenega - 29 мар, 2010 08:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - voenega - 29 мар, 2010 08:18 (UTC) - Развернуть
choknutyj
26 мар, 2010 09:34 (UTC)
Спасибо за интересное изложение актуальной темы!
oldland
26 мар, 2010 10:11 (UTC)
всегда пожалуйста :). И Вам спасибо!
mil_kit
26 мар, 2010 09:45 (UTC)
Да, все так, логично и понятно, с одной лишь поправкой: рынок книги как таковой реально уже рухнул. И причиной тому не только экономический кризис, а в именно те причины, которые Вы тут рассматривали (не хочу повторяться). Ведь за счет чего сейчас выживают крупные издательства? Раскрученные проекты и брендовые авторы, которых покупают наверняка и практически вне зависимости от качества книги. Взять тот же дайджест Эксмо, два года назад он был другим. И проектов запускается все больше, а обычных книг требуется все меньше и меньшим тиражом, только цена растет:( . (Альфа-книгу я не рассматриваю, у них немного другая ситуация, они стоят на раскрученных сериях и стоять будут еще долго). Однако кажется мне, что эти маркетинговые стратегии тоже долго не просуществуют.
Яркий пример. Стою я в книжном магазине, заходят два парня лет по 25. Один указывает другому на стеллаж с отечественной фантастикой и говорит мечтательно: "Я бы все здесь перечитал! Я вообще уже столько всякой фигни перечитал!" Они, кстати, пришли чтобы прикупить еще "фигни" именно в бумаге). В любом случае, долго на подобном читательском "энтуазиазме" существовать невозможно. Колебания маятников со временем имеют свойство затухать. Есть пик, и закономерный конец, даже несмотря на эффективные манипуляции сознанием. Просто общей массе приедается, и надо извлекать на свет нечто покруче.
Вот есть у меня такое предчувствие, что книжный рынок в ближайшие два-три года сильно изменится, и удар будет жестким. В общем,поживем - поглядим.
oldland
26 мар, 2010 10:10 (UTC)
=Вот есть у меня такое предчувствие, что книжный рынок в ближайшие два-три года сильно изменится, и удар будет жестким.=
Вот и мне так кажется. К сожалению, этот удар не изменит в лучшую сторону поведение издателей, и в итоге станет только хуже. А может, что-нибудь и сдвинется с места.
(без темы) - mil_kit - 26 мар, 2010 10:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oldland - 26 мар, 2010 10:38 (UTC) - Развернуть
galina_vr
26 мар, 2010 11:15 (UTC)
С распространением электронных "читалок", электронный текст должен расти в цене. Бесплатно можно предлагать лишь отрывки больших текстов, а текст целиком должен оплачиваться покупателем.
Впрочем, и сейчас примерно так происходит: бесплатно читают в электронной библиотеке (давясь попутно рекламой), а за копеечные деньги приобретают чистенький текст со всеми удобствами.
oldland
26 мар, 2010 16:19 (UTC)
Я читаю чистенькие тексты со всеми удобствами в бесплатной библиотеке :), да еще и в локальной версии с обновлением. При этом никакой рекламы вообще, ни одного жалкого баннера. То же самое делает мой муж и все мои знакомые, которые имеют читалки. И будут делать. Если бесплатная библиотека накроется, никто из них в платную не пойдет, будут читать то, что есть в локальной версии - на триста лет жизни хватит.
Так что, кроме писателей, за деньги никто ничего не качает и
с электронных продаж существенных денег пока не получается.
lawerta
26 мар, 2010 15:49 (UTC)
Зря актеров в качестве примера ставите. И безработных в советское время было хоть отбавляй, и отсев по другим критериям производился/производится. Не говоря уж о многочисленных мини-театриках, театрах-студиях, театрах-сообществах и театральных антрепризах, которые вполне себе живут, окупаются и порой куда популярнее театра "матерого". А уж на странную мысль "Безработные актеры в Америке тоже хотят кушать, но это не значит, что кто-то должен их кормить. Если они вылезли на сцену и что-то сыграли, из этого вовсе не следует, что кто-то им за это заплатит" я вообще не знаю, как реагировать. Вы действительно думаете, что безработный актер будет играть бесплатно не в благотворительном концерте?! К тому же американский, имеющий агента, а зачастую еще и состоящий в профсоюзе? Или все-таки имеются в виду не актеры, а уличная самодеятельность?

В общем, параллелей с писателями тут не так много, как хотелось бы. Разве что и те, и другие хотят кушать.
oldland
26 мар, 2010 16:24 (UTC)
=Вы действительно думаете, что безработный актер будет играть бесплатно не в благотворительном концерте?=
Нет, конечно, он не дурак. А писатели - пишут. И удивляются, что им за это не хотят платить, даже если прочитали то, что они написали. Называют это воровством :). Так что аналогия вполне уместна :). Право, ни один уличный актер не назовет вором того, кто смотрел представление, но в шапку ничего не положил.
(без темы) - lawerta - 26 мар, 2010 19:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oldland - 26 мар, 2010 22:06 (UTC) - Развернуть
karakovski
26 мар, 2010 16:54 (UTC)
Ты как специально пишешь интереснейшие тексты как раз в тот момент, когда я готовлю к печати очередной номер журнала. Так что воспользуюсь-ка я любезно выданным разрешением и использую текст :)) Кстати, в мае я планирую приехать в Питер со всеми "Контрабандами" :)
oldland
26 мар, 2010 16:58 (UTC)
Вау, а я в мае еду на Партенит (11 уезжаю и примерно до 27-29). А с 6-го по 9-е собираюсь на Интерпресскон (но я еще не решила).

А журналом - всегда рада быть полезной :).
gran_chel
26 мар, 2010 19:25 (UTC)
Статья просто замечательная. Абсолютно солидарен. Особенно импонирует мысль о том, что далеко не всё опубликованное должно быть вознаграждено. У меня на этот счёт существует абсурдная идея: ввести пробный тираж в 1000-2000 экземпляров на безгонорарной основе, а уж коль появится спрос и возникнет необходимость в допечатке - милости просим к кормушке!За статью - спасибо преогромнейшее. Однозначно, в избранное!
oldland
26 мар, 2010 21:20 (UTC)
Спасибо. И идея интересная.
Но я все думаю: как на Западе умудряются без всяких пробных тиражей платить достойные гонорары и не гнать туфты? Это при моем-то квасном патриотизме... :)
(без темы) - vbogat - 26 мар, 2010 22:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kalipso1 - 26 мар, 2010 22:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oldland - 27 мар, 2010 01:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gran_chel - 27 мар, 2010 15:38 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 85 комментариев — Комментировать )

Profile

чб
oldland
Ольга Денисова
Книги

Latest Month

Октябрь 2014
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

ССЫЛКИ ДЛЯ МЕНЯ

Разработано LiveJournal.com
Designed by Teresa Jones