?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Лужа 

Навеяно постом eyangeв сообществе авторам.сом "Эстетика и романтизм".

Я нарочно спрятала текст под кат, чтобы у читателя сего сообщения было время подумать, что он в первую очередь видит на фотографии. Лужу или лес?
Довольно грязная лужа, на самом деле, наступить в которую было бы очень неприятно. Я шла по дороге, обходя эти лужи, пока не увидела в них отражения голубого неба и майской зелени. Я фотограф-любитель (большой любитель), я иду и щелкаю все, за что зацепился мой глаз, благо размер карты (4 гига) позволяет не выбирать.
А вот и размышлизмы (сугубо ИМХО).
За что я люблю Федора Михайловича, так это за то, что, взяв дрянного человечишку, он покажет его так, что мы не сможем не увидеть в нем чего-то хорошего. Так же и с фоткой – можно видеть грязную лужу, а можно – отражение в ней. Когда я читаю современную прозу, я частенько натыкаюсь на подробные описания «грязных луж». Как правило, это зовется «правдой жизни». Я и сама не чужда ввернуть иногда что-нибудь такое, отчего читателя будет тошнить, тошнить по-настоящему, физиологически, а не фигурально. Я могу, я проверяла. Чего стоит описание моей «черной мессы» в «Учителе» или появление в лагере раненых разбойников в «Черном цветке». И я обычно имею перед собой конкретную цель, которой добиваюсь. Но ведь сколько книг пишутся совершенно с другими целями!
Когда мне было лет 15-20, я искала в книгах «правду жизни», потому что мне катастрофически не хватало собственного опыта. Я читала правду жизни у Хемингуэя и Ремарка, а не у Эдички Лимонова, конечно, и все же… Однажды наступил момент, когда я захлопнула книгу Хемингуэя и сказала, что мне этого не надо. Я выросла. Мой собственный жизненный опыт, может, и не перехлестнул ужасов «По ком звонит колокол», но я уже не нуждалась в них. Я и без этого знала, что такое настоящая жизнь. Я не хочу описаний грязных луж, я знаю о них сама. Я хочу отражения голубого неба и майской зелени в этих лужах.
Писатель, который может увидеть в грязной луже отражение голубого неба гораздо интересней. И непревзойденным (с моей точки зрения) в этом остается Достоевский.
Произведения авторов, которые наполняют свои книги грязными лужами, как правило имеют больший спрос на рынке. Почему? Потому что каждое из них кричит: посмотри, сколько вокруг дерьма! Посмотри, я такое же дерьмо, как ты! И на фоне героев таких книг чувствуешь себя едва ли не спасителем человечества. А мне кажется, это беспомощность автора. Заметить грязную лужу может каждый, много ума не надо. Ты попробуй сначала увидеть в ней небо, а потом попытайся уверить в этом остальных. Я думаю это – основная задача искусства. Любого искусства.
ЗЫ. Но все вышесказанное не означает, что я люблю розовые сопли в сиропе.

А вот вам напоследок еще и канава. Гы…

Канава

Comments

( 21 комментарий — Комментировать )
pheonita
6 июн, 2009 16:33 (UTC)
отражение. конечно, отражение! причём сразу верхушки деревьев! :))) а потом уже всё остальное.
rus_nabljudatel
6 июн, 2009 16:36 (UTC)
Лужа или лес?
Сфотографировано так, что невозможно не увидеть леса. И неба. Чтд?)))
oldland
6 июн, 2009 16:46 (UTC)
Re: Лужа или лес?
Вот чтоб мне и в моих книгах научиться так, чтобы невозможно было не увидеть леса... :).
ЗЫ. А что такое Чтд?
rus_nabljudatel
6 июн, 2009 16:55 (UTC)
Re: Лужа или лес?
Даст Бог, научитесь, тем более, что Вы этого хотите (а главное, знаете, чего хотите). А "чтд" означает "что и требовалось доказать", как писали в учебниках геометрии (когда-то? получается, что во время оно).

inna_kriksunova
6 июн, 2009 17:10 (UTC)
Красивое фото. Отражение светится яркой голубизной. Вы это УВИДЕЛИ, а фотоаппарат только отразил.

Я - за то, чтобы во всем видеть хорошее. Не за то, чтобы ходить в розовых очках и пускать радостные слюни, а за то, чтобы поворачиваться лицом к позитиву. В книгах, разумеется, тоже.

Как-то я спускалась по лестнице в метро. Немного впереди спускалась абсолютно пьяная женщина в возрасте и несла на руках годовалого внука. Вдруг она споткнулась и упала. Толпа выдохнула: а-ах! Но Бог уберег. Тетка не полетела вперед, а грузно осела и ребеночек остался у нее на руках целым и невредимым. Помню его живые глазенки, глядящие у нее из-за спины.
ТЯ стала горячо благодарить Бога за то, что он все так замечательно устроил и дал этой пьянице так удачно упасть, что ребенок остался невредимым.
В этой ситуации можно было увидеть сплошной негатив. А можно было и увидеть позитив: как в грязной луже отразился свет и спасение.
Я за такой подход. В литературе в том числе.
oldland
6 июн, 2009 17:19 (UTC)
Да, именно так. Лицом к позитиву!
eyange
7 июн, 2009 15:43 (UTC)
Спасибо, Оля за развитие темы: "Эстетика и романтизм". Вы чутко уловили мою мысль и на данном примере блестяще продемонстрировали, как можно по-разному относиться к понятию "правда жизни".
Именно об этом я и говорила в посте, но, к сожалению, не многие меня поняли.
С моей точки зрения, автор должен приподнять читателя над этой "правдой жизни" и показать, что на неё можно смотреть под разным углом. А фокус состоит в том, что угол зрения зависит от того, какие мысли заполнили голову. Если в человеке присутствует романтизм, он и в коряге увидит поэтический образ, а, увидев, приподнимется и станет лучше.
(без темы) - alexeigrekov - 6 июн, 2009 19:29 (UTC) - Развернуть
oldland
6 июн, 2009 20:40 (UTC)
Да. В чем-то он очень позитивен. Я зачитывалась им в юности. Я люблю Старика и море. Мне только "Прощай, оружие" непонравилось. Но "По ком звонит колокол" показался мне слишком "жизненным".
galina_vr
6 июн, 2009 20:26 (UTC)
Я думаю, что для писателя главное, не позитив именно рассмотреть, а увидеть нечто особенное, другими не замеченное, но интересное. А фотографии у вас всегда интересные.
oldland
6 июн, 2009 20:49 (UTC)
Согласна. Я не столько как писатель, сколько как читатель рассуждаю. Я не боюсь негатива, как такового. Я вообще-то негативист и люблю книги с плохим концом (хотя всегда надеюсь на хороший). Мне не нравится другое: когда описание грязных луж выдают за откровение. Пример: "Осиная фабрика" Йена Бенкса. Но это - читательское ИМХО.

А фоты я только что выложила в большом количестве :), если обновите ленту - увидите. И спасибо за комплимент!
rus_nabljudatel
7 июн, 2009 10:19 (UTC)
Я тоже хотел похвалить Ваши фотографии, но поостерёгся. Теперь буду хвалить)))
mikhailjonok
7 июн, 2009 03:47 (UTC)
Описание "лужи" без "леса" так и останется описанием. В литературе это описать человека и не показать его душу. Отсюда и Фёдор Михайлович.
rus_nabljudatel
7 июн, 2009 10:18 (UTC)
Лужа то же зеркало. Да и метафора (избитая) "как в капле воды" - о том же: об отражении неба в зеркале воды, об отражении божественной души в человеке.
eyange
7 июн, 2009 15:33 (UTC)
Согласна: "отражении божественной души в человеке" может быть везде. В той же грязной луже, отражающей и чистое сердце природы.
rus_nabljudatel
7 июн, 2009 15:40 (UTC)
Ну, та лужа не грязная, почва-то песчаная (или нет?). Для отражения всё-таки нужна какая-то (здоровая) основа, "подзеркалье" что ли. Короче, не во всякой луже и не во всяком человеке что-то небесное отразится. Я так думаю.
eyange
7 июн, 2009 15:47 (UTC)
"не во всякой луже и не во всяком человеке что-то небесное отразится"
Красиво!
rus_nabljudatel
7 июн, 2009 15:54 (UTC)
Какие фотографии...))) И собеседники)))
oldland
7 июн, 2009 16:56 (UTC)
Я считаю - во всякой.
А эта лужа кажется чистой, потому что в нее давно никто ногой не наступал :) (аллегория, не находите?)
Почвы там действительно песчаные, но на дороге - суглинок.

Edited at 2009-06-07 16:57 (UTC)
rus_nabljudatel
7 июн, 2009 17:55 (UTC)
Вот-вот - в чистой луже, а в мутной - кто ж чего разглядит?))) В любом случае муть сначала осадить надо, что в себе, что в воде.
(Удалённый комментарий)
( 21 комментарий — Комментировать )

Profile

чб
oldland
Ольга Денисова
Книги

Latest Month

Октябрь 2014
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

ССЫЛКИ ДЛЯ МЕНЯ

Разработано LiveJournal.com
Designed by Teresa Jones