?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Церковники и их паства очень любят громко говорить о том, какую огромную роль играла православная церковь в развитии культуры и образования в России, о том, что монастыри и церкви были очагами грамотности, музыки, живописи, архитектуры. Про музыку, живопись и архитектуру промолчу, а о грамотности и ее очагах я написала предыдущий пост: где слабей власть церкви, там и больше грамотных.

XVII век – расцвет власти церкви на Руси. С приходом Петра I ее власть будет ограничиваться (недаром Петра церковь до сих пор не любит). Этот пост – о временах, непосредственно предшествовавших расколу. Так чему же учили церковники свою паству?
Нижеследующие выделенные слова я бы вынесла на обложку учебника по ОПК, который сейчас разрабатывает Андрей Кураев. Несомненно, эти слова нашли бы отклик в сердцах детей (да, что греха таить, и их родителей).

"В одном древнерусском поучении читаем: "Богомерзостен пред богом всякий, кто любит геометрию; а се душевные грехи - учиться астрономии и еллинским книгам; по своему разуму верующий легко впадает в различные заблуждения; люби простоту больше мудрости, не изыскуй того, что выше тебя, не испытуй того, что глубже тебя, а какое дано тебе от бога готовое учение, то и держи". В школьных прописях помещалось наставление: "Братия, не высокоумствуйте! Если спросят тебя, знаешь ли философию, отвечай: еллинских борзостей не текох, риторских астрономов не читах, с мудрыми философами не бывах, философию ниже очима видех; учуся книгам благодатного закона, как бы можно было мою грешную душу очистить от грехов". Такой взгляд питал самоуверенность незнания: "Аще не учен словом, но не разумом, - писал про себя древнерусский книжник, - не учен диалектике, риторике и философии, но разум христов в себе имею".
В.О. Ключевский. «Курс русской истории». Лекция LIV

Некоторые последствия "добрых проповедей" - в критике Русского государства Юрием Крижаничем (середина XVII века).

Юрий Крижанич (около 1618 - 1683), представитель научной и общественно-политической мысли славян 17 в., писатель. По национальности хорват. Получил богословское образование в Загребе, Болонье, Риме. Пропагандировал идею «славянского единства». Главную роль в сплочении славян отводил Русскому государству, которое посетил впервые в 1647. Обладал энциклопедическими знаниями. Выдвинул программу преобразований в Московском государстве, основанную на анализе экономического положения и внутренней политической обстановки.
Не со всеми предложениями Крижанича в области преобразований Руси можно соглашаться, но нельзя отрицать, что его критика не была огульным охаиванием, свойственным европейцам, а, скорей, являлась анализом с целью проведения реформ.

"Сильнее всего восстает он против самомнения русских, их чрезмерного пристрастия к своим обычаям и особенно против их невежества; это главная причина экономической несостоятельности русского народа.
Россия - бедная страна сравнительно с западными государствами, потому что несравненно менее их образована. Там, на Западе, пишет Крижанич, разумы у народов хитры, сметливы, много книг о земледелии и других промыслах, есть гавани, цветут обширная морская торговля, земледелие, ремесла. Ничего этого нет в России. Для торговли она заперта со всех сторон либо неудобным морем, пустынями, либо дикими народами; в ней мало торговых городов, нет ценных и необходимых произведений.
Здесь умы у народа тупы и косны, нет уменья ни в торговле, ни в земледелии, ни в домашнем хозяйстве; здесь люди сами ничего не выдумают, если им не покажут, ленивы, непромышленны, сами себе добра не хотят сделать, если их не приневолят к тому силой; книг у них нет никаких ни о земледелии, ни о других промыслах; купцы не учатся даже арифметике, и иноземцы во всякое время беспощадно их обманывают.
Истории, старины мы не знаем и никаких политичных разговоров вести не можем, за что нас иноземцы презирают. Та же умственная лень сказывается в некрасивом покрое платья, в наружном виде и в домашнем обиходе, во всем нашем быту: нечесаные головы и бороды делают русского мерзким, смешным, каким-то лесовиком.
Иноземцы осуждают нас за неопрятность: мы деньги прячем в рот, посуды не моем; мужик подает гостю полную братину и "оба-два пальца в ней окунул". В иноземных газетах писали: если русские купцы зайдут в лавку, после них целый час нельзя войти в нее от смрада. Жилища наши неудобны: окна низкие, в избах нет отдушин, люди слепнут от дыма.
Множество и нравственных недостатков отмечает Крижанич в русском обществе: пьянство, отсутствие бодрости, благородной гордости, одушевления, чувства личного и народного достоинства. На войне турки и татары хоть и побегут, но не дадут себя даром убивать, обороняются до последнего издыхания, а наши "вояки" ежели побегут, так уж бегут без оглядки - бей их, как мертвых."

В.О. Ключевский. «Курс русской истории». Лекция LII

Признаться, страшно и до боли обидно читать подобные слова о своих предках, своих соотечественниках. Куда делся свободолюбивый, гордый народ? Куда исчезла грамотность, купеческая ухватка, развитое ремесло? И не добрые ли проповедники тому виной?

Comments

( 29 комментариев — Комментировать )
gepard_lia
3 дек, 2009 16:56 (UTC)
Весомые аргументы. Спасибо, Оль. В мемориз однозначно!

Попы виноваты. Только им ведь "хоть ссы в глаза - все божья роса". Они никогда не признаются. Их носом в факты, а они скажут - подтасовано. А если человек про такое говорит вообще, да супротив РПЦ прет, то в нем бесы говорят. (((

Edited at 2009-12-03 17:00 (UTC)
vrednic
3 дек, 2009 17:06 (UTC)
Не искажайте Ключевского. Он указывает источник: рукописная пропись 1643 года.
Какая ж тут древняя Русь?

Научная отсталость, конечно, налицо. Но все же стоит помнить, что астрономические и геометрические книжки, осуждаемые тут, это сборники магии и гаданий. Точнее сказать гематрия и астрология.
gepard_lia
3 дек, 2009 18:01 (UTC)
)))))) Биология, кстати, тоже бесовская наука. И медицина. Аппендицит оперировать нельзя. Надо молиться. Учить кроме Библии и жития святых ничего нельзя, лучше потратить это время на молитвы. )))))
oldland
3 дек, 2009 23:56 (UTC)
=Он указывает источник: рукописная пропись 1643 года.=
В чем же искажение? Или 1643 год - не середина XVII века, незадолго до раскола? Ни о какой древней Руси я и не говорила.

Чуть не забыла: "люби простоту больше мудрости" - дельный совет, не иначе, против бесовской астрологии направлен.

Edited at 2009-12-04 00:13 (UTC)
(Анонимно)
3 дек, 2009 17:03 (UTC)
Не первирайКлючевский соврал.
gepard_lia
3 дек, 2009 18:02 (UTC)
Ну конечно соврал! А как же! Наверняка его бесы подначивали. Больше некому. )))
(Анонимно)
3 дек, 2009 18:07 (UTC)
А в это время, в России шла жизнь:
1617. Создана вторая редакция "Хронографа"
1618. Произошли первые переговоры России с Китаем
1619. Основан город Енисейск.
1620. Образование Аптекарского приказа. Отправлено посольство в Бухару.
1621. Посольство царей Имеретии и Грузии к царю Михаилу Федоровичу.
1621. При дворе Михаила Федоровича появляются первые газеты с переводом иностранных новостей.
1623. В Туринске основан первый "железный завод".
1623. В Москву приехало французское посольство, которое ведет переговоры о союзе против Польши и Габсбургов.
1626. Густав III Адольф ведет переговоры с Россией о заключении союза против Польши.
1626. Началась военная реформа, в соответствии с которой нанято 5.000 иноземных пехотинцев и военных специалистов (инструкторы, литейщики и пр.)
1627. Государственная реформа: власть наместников ограничивается, усиливаются права земских властей.
1627. "Книга большому чертежу", указатель к древнейшей карте Московского государства. Разрядный приказ принимает решение об изготовлении карт Российского государства.
1628. Образование приказов Большой Москвы и Каменного.
1628. Судебная реформа: ограничивается наказание палками за неуплату долга.
1630. По распоряжению Филарета составляется "Новый летописец"
1631. Поход мангазейских казаков в Якутию, обложение якутов ясаком.
1631. В Киеве архимандрит П. Могила основал Киевский коллегиум (академию).
1632. Покорение якутов. Закладка Якутского острога.
1633. При Чудовом монастыре в Кремле основано греко-латинское училище.
1633. Смерть Филарета, в следствии чего Михаил Федорович возвращает Земскому собранию его полномочия и созывает его по каждому серьезному поводу.
1633. Немец Адам Олерия предпринял путешествие в Россию (1633 - 1634), чтобы затем (1635 - 1639) пересечь страну по дороге в Иран. Оставил после себя записи путешествия. В 1634 году Олеарий выполнял посольскую миссию и получил в Москве разрешение на торговлю с Персией на 3 года.
1634. Первый стекольный завод под Москвой. Учреждение приказа "ратных и даточных людей".
1635. Началась разработка медных руд на реке Каме.
1636. Основан Тамбов.
1636. Подьячий Савва Есипов составил "Сибирскую летопись"
1637. Первое русское посольство в Китай (первые переговоры состоялись в 1618 году)
1637.06.28 (18 июня по юлианскому календарю) «Азовское сидение» - взятие и оборона Азова донскими казаками в 1637—1642 гг.
1637. Донские казаки взяли Азов. Учрежден Сибирский приказ.
1638. Учреждено воеводство в Якутске.
1639. Грузия. Катехинский царь Теймураз I дал присягу на верность русскому царю (см. генеалогию кахетинских царей).
1639. Основаны Чугуев и Ялуторовска.
1640. Первая экспедиция амурских казаков на Амур.
1642. Указ о запрещении служилым людям поступать в холопство и солдатскую службу.
1643. Экспедиция Василия Пояркова на Амур (1643 - 1646) по заданию Якутского воеводы Петра Головина. Дошли до места закладки будущего Охотска (в 1649 г).
1645. Торговые льготы азиатским купцам в Сибири.
1646.03. Русское посольство в Польше: царь предлагает Владиславу IV объединить днепровских и донских казаков и при поддержке русских и польских войск взять Крым (Крымское ханство).
1646. Указ о составлении Переписных книг. Введена соляная пошлина.
1646. Упраздняются торговые привилегии английских купцов, данные еще Иваном Грозным и Борисом Годуновым.
1647. Устав "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей" (по образцу Устава Карла V).
1647.06. Русско-польский военный союз против турок: поляки ведут войну в Турции, русские - в Крыму.
1647. Сношения с Грузией, ее просьба о заступничестве от Персии. Основан Ангарский острог.
1648. Путешествие Семена Дежнева к Берингову (будущему) проливу.
1648.01.29 (по юлианскому календарю - 19 января) Созван Земский собор для утверждения Соборного Уложения. (утверждено уже в следующем году)
1649. По просьбе царя созван церковный собор, который отверг изменения обряда.
1649. Е. Хабаров составил карту-чертеж Приамурских земель
1649. В Москве произошла попытка нового восстания. Земский собор утвердил Уложение. Учрежден Монастырский приказ.
1650. Имеретинский царь Александр принес присягу на верность русскому царю
oldland
4 дек, 2009 00:05 (UTC)
Никто и не отрицает, что Алексей Михайлович начал осуществлять реформы. Но, замечу, не благодаря ПЦ, а, скорей, вопреки (судя по цитатам).
Он даже школы открывал (глава в курсе истории так и называется: "Начатки школьного образования", можно для прикола сравнить, когда в Европе случились начатки университетского образования).
mr_gr
3 дек, 2009 19:01 (UTC)
Ой, любимая тема :)
Как слышу про дюжеграмотных истово верующих, так вспоминается добрая девушка, разумная, образованная и ратующая за правосланые ценности. Так эта девушка на полном серьезе рассматривала мысль об отправлении на костер залетевшего в Москву с дружеским визитом фокусника Коперфильда. Я не шучу. Я серьезен. И она была серьезна.

Два высших образования и масса добродетели.
- На костер бы его, - сказала она.
И на вопрос "за что же?", ответила просто:
- Людям не дано летать от бога.

ПС: "Боже, покарай идиотов" (с)
oldland
4 дек, 2009 00:06 (UTC)
Re: Ой, любимая тема :)
Вот, я ж и говорю: "Здравствуй, средневековье!" :))).
ithaka_girl
6 дек, 2009 19:51 (UTC)
К вопросу о грамотности: значение нельзя "играть".
oldland
7 дек, 2009 06:31 (UTC)
Спасибо, исправила :).
vbogat
9 дек, 2009 21:17 (UTC)
Скорее уж не проповедники, а "новые христиане"-коммунисты, выдававшие абстрактное "светлое" будущее в угоду своим интересам, хотя интересы у коммунистов были самые меркантильные: побольше нахапать, поменьше (а если возможно) и совсем не платить, и ни в чём себе-любимым не отказывать...
oldland
10 дек, 2009 10:29 (UTC)
Это лозунги. Можно подумать, цели Березовского - не нахапать и в чем-то отказать себе любимому. Советские чиновники имели максимум двухэтажные кирпичные дачки и "Чайку" в качестве служебной машины (в личной собственности такое было исключено). Глава государства коллекционировал подержанные иномарки! Не смешно сравнивать с яхтами, собственными самолетами, виллами и бассейнами? Нет, я Вам скажу - все было наоборот. Партийная элита к концу 80-х была недовольна своим положением (отсутствием яхт и вилл) и перестройку осуществила только с целью хапнуть побольше, чем беззастенчиво сейчас и занимается. Теперь право хапать закреплено в законодательном порядке.
А Советская власть давала нам бесплатное образование (начиная с 20-х годов) и сделала нас самой читающей страной. Советская школьная программа считалась уникальной в мире. Да и настоящее было не таким уж темным, чтобы ругать светлое будущее.
vbogat
10 дек, 2009 10:45 (UTC)
Ну, отчасти я с Вами согласен... Хотя по поводу "подержанных" иномарок, Вы немного погорячилсь... Вспомните коллекции картин и алмазов Георгадзе (бывшего председателя президиума), яхты (шведские, а не советские) главы Ленинграда Романова... Про восточных "коммунистов": Кунаева, Рашидова я уже молчу... А что касается современных властьпридержащих, тут я с Вами полностью согласен, только это отнюдь не то, что должно быть! Ведь психология-то у наших партийных бонзов осталась советская: кормушка, взятки, блат и стремление нахапать от жизни как можно больше...
О советской программе, как педагог, хочу особо заметить: палка от двух концах (максимум знаний, зачастую тех, которые в жизни никогда не пригодятся и абсолютная двойная лживая мораль). Мы же с вами вроде ровесники, Оль... Молодой человек, выходя после школы во взрослую жизнь быстро прозревал от тех дутых идеалов, которыми нас пичкали в школе... Из-за этого многие и "ломались"...
oldland
10 дек, 2009 16:32 (UTC)
Почитайте, что Костомаров пишет об Алексей Михайловиче (в инете есть, я видела, но у меня, увы, только локальная версия). И Вы увидите те же "советские" кормушки, взятки, блат и стремление нахапать. Вспомните Меньшикова. На Руси чиновники одно время не получали жалования (официально), считалось, что их кормит "место". Вспомните Грибоедова и Гоголя.
Единственное время, когда взятки боялись брать - это время Сталина. И кормушки были весьма относительны: хочешь сидеть высоко, высоко и падать придется. После него, при Хрущеве, тоже еще побаивались и стеснялись (менталитет был сформирован). При Брежневе стесняться перестали, но законы советские не располагали: отсутствие частной собственности давало возможность по количеству этажей на даче выявить, кто берет, а кто - нет. Вот законы-то и переделали.

Сказки про двойную мораль я слышала. А еще я изучала пропаганду, западную и нашу. Я просмотрела множество документальных фильмов, я пыталась поднять перевранную новейшую историю. Я экономист, и я смотрела на это с точки зрения экономики. И могу сказать:
1. Не так уж мы страдали от этой двойной морали. И изучение истории КПСС было не самой высокой платой за бесплатное жилье и образование.
2. То, что мы сейчас зовем двойной моралью, имеет истоки в столкновении двух пропаганд (простите, не по русски). Какое из утверждений Советской пропаганды кажется Вам порочным или лживым?
Вспомните хотя бы Афганистан. Наша пропаганда (кстати тихо и осторожно) вещала, что если бы мы не ввели туда войска, туда бы их ввели американцы. И что? Как только мы вывели оттуда войска, как там тут же оказались американцы! И теперь Афганистан - основной поставщик наркотиков для наших детей.
И при этом Советская пропаганда была смешной и беззубой, мы до сих пор смеемся над ней. Подумайте, кто более всего выиграл от того, что мы над ней смеялись? Да те же самые чиновники, которые хотели изменить законы. И изменили с нашего согласия, выдавая свои корыстные интересы за наши. И не только они. Теперь мы - рынок сбыта и сырьевой придаток. 1/6 часть суши, это не Чили и не Куба! Я Вам скажу, за такой куш стоило вкладывать деньги в пропаганду, которая в конечном итоге разрушила огромную и сильную страну. И та пропаганда беззубой не была. И манипуляция, и НЛП, и 25 кадр - там все шло (и идет) в ход. Недаром сейчас множество людей твердит о зомбировании с экранов телевизоров.
vbogat
10 дек, 2009 18:11 (UTC)
То есть Вы, Ольга, хотите сказать, что народ наш быдло и привык только или к диктатуре или к разгильдяйству? Этакий телок на верёвочке: сначала были цари, которые ничего не делали, потом пришли коммунисты, которые путём "волевых" свершений и уничтожения миллионов людей вывели страну на первые роли в мире, а теперь опять пришли сволочи и негодяи и получается круговорот "воды в природе"?
С Афганистаном, бесплатным жильём и прочими "прелестями" совковой жизни не убедили, Оль... Эксплуатация в Союзе была нещадной! А вот с НЛП, 25 кадром и прочими страшилками позабавили!))) Если нет нормальной, демократической власти (сейчас у власти те же самые партийцы), толку не будет... Пример? Южная Корея! Неужели у Южной Кореи, где ещё 80 лет назад за малейшую провинность головы рубили, больше прав на демократию, чем в России? Однако же и своего Горбачёва засудили, и своего Ельцина не пожалели, пока не вышли на НОРМАЛЬНЫЙ путь развития...
oldland
10 дек, 2009 23:08 (UTC)
=То есть Вы, Ольга, хотите сказать, что народ наш быдло и привык только или к диктатуре или к разгильдяйству? =
Это называется - передергивать. Я с большим уважением отношусь к нашему народу. Я всего лишь отослала Вас к историческим фактам и предложила сделать из них выводы. Я не мыслю настолько примитивно, чтобы из этих фактов сделать выводы о диктатуре или разгильдяйстве, вы мне их приписали. Конечно, было бы здорово, если бы в России не брали взяток никогда :), однако брали, берут и будут брать. И простое отрицание этого факта (из уважения к народу) ничего не изменит.

=Этакий телок на верёвочке=
Я вот очень люблю Новгородскую республику и считаю ее если не эталоном, то одним из гипотетических вариантов развития Русской истории (хотя сослагательное наклонение в истории и неуместно). Я, если Вы читали мой журнал, являюсь противником любых культов, будь то культ религиозный, культ личности или культ западной демократии. Но то, что Россию за последние 500 лет толкала вперед только диктатура - это исторический факт, и против него не попрешь. И я даже знаю причины ( с которыми вы согласились в другом комментарии): самодержавие и роль церкви в установлении и укреплении самодержавия. Превращение страны свободных образованных людей (Вещий Олег в 10 веке, Новгород в 15 веке) в стадо добровольных рабов.

=Эксплуатация в Союзе была нещадной!=
Взгляните на государство, как на замкнутую систему. Все, что Вы называете "эксплуатацией", а именно - изъятие прибавочного продукта - распределялось на три основных потока: то, что делилось между гражданами государства (социальные гарантии, дороги, образование, здравоохранение, жилье и прочее), чиновникам в карман - мизерный ручеек, не сравнимый по масштабам с сегодняшним, и расходы на оборону, космос, науку, культуру и т.д. - то, что составляет понятие "государство" и напрямую к гражданам не попадает.
Сегодня к трем ручейкам добавился четвертый - прибавочный продукт, изымаемый предпринимателем. И этот не ручеек даже, это широкая река, которая течет за границу. Стал шире ручеек чиновников, зато резко сократились два других ручейка, сократились просто до неприличия. Обмелели. Так какой смысл говорить об эксплуатации в СССР? Вопрос не в изъятии прибавочного продукта, а в том, куда и кому поступает изъятый прибавочный продукт.

vbogat
11 дек, 2009 06:56 (UTC)
Оль, как историк с университетским образованием хочу заметить, что вы чересчур идеализируете Новгородскую республику. почитайте современные исследования Рыбакова, грекова и поймёте, что там не так всё было гладко. Феодальная "демократия" это совсем не то, о чём Вы пишите, и что так идеализировали Соловьёв и Ключевский...
По-остальному отчасти согласен, но чиновникам при СССР "ручеёк" был не нужен, как, собственно, и деньги особо не нужны были. так как чиновники эти имели свои "кормушки", спецмагазины, свои дома отдыхи и прочее и прочее... О сегодняшнем дне я уже писал: не надо выдавать этот бардак и вакханалию, которая творится в нынешней России, за капитализм в его истинном проявлении. Я читал лекции в Германии и жил в семье своего коллеги-преподавателя, которые единственный из семьи работал (преподавал в университете) и мог позволить себе содержать семью (неработающую жену и студентку-дочь).
А по поводу эксплуатации человека в СССР я имел в виду МИЗЕРНЫЕ зарплаты, которые платились трудящимся. Про пенсии в 17 и 24 рубля, надеюсь, вы знаете, а из личного примера приведу такой. Мой отец проработал на вредном производстве 10 лет, вышел на пенсию в 50 лет, а в 58 умер из-за приобретённых на этом производстве сахарного диабета, абсолютно изношенных бронхов и ещё кучи болячек. Умер последним из цеха. Все, умиравшие до него, были в возрасте от 40 до 50 лет. Зарплату он получал по советским меркам ОФИГИТЕЛЬНУЮ - аж целых 250-280 рублей. Когда к ним приехали немцы из ФРГ в 1979 году, они ужаснулись, что за точно такой же труд в Германии рабочий-лаковар получал до 2000 марок и мог позволить себе очень многое. И это не единственный пример.
oldland
11 дек, 2009 12:00 (UTC)
=вы чересчур идеализируете Новгородскую республику=
Я не идеализирую Новгородскую республику, и как раз читаю о ней у Рыбакова, а не у Ключевского (у Ключевского о ней вообще написано очень мало). Я сравниваю Новгородскую республику с Московским государством не в пользу Москвы.

=А по поводу эксплуатации человека=
А почему Вы сравниваете СССР с Германией? Сравните его с Бразилией. Высокий уровень жизни развитых капстран обусловлен низким уровнем жизни третьего мира, и только этим. Это не вопрос выбора экономического строя, а вопрос первоначального раздела финансового рынка. Распад колониальной системы привел к разделу территорий, а не капиталов. И наша "вакханалия" ничем не отличается от "вакханалий" в Чили, Бразилии, третьих стран Африки и Азии. Наши основные фонды практически уничтожены, финансовых ресурсов у нас нет и не будет, поэтому жить за счет третьих стран мы не сможем - нам нечего туда вложить. Так что мы никогда не будем жить, как в ФРГ, мы будем жить как в Бразилии.
(Анонимно)
11 дек, 2009 12:33 (UTC)
Ольга, есть такая хорошая поговорка: "Дурак равняется на худших, умный - на лучших") а с кем ещё сравнивать страну-победительницу, оккупировавшую пол-Европы, и имеющую самые большие запасы сырьевых ресурсов? неужели Россия хуже той самой Японии или стран-тигров (Вы же экономист) Сингапура, Южной Кореи... Какие колонии у сингапура, Оль? Он сам колония... Может быть, всё дело в грамотных экономических рычагах, разумном управлении, чего у России нет? При таких колоссальных богатствах и возможности себя прокормить, Россия вынуждена признать, что продовольственная безопасность под угрозой... Маразм!!! Не это ли наследие колхозов?
oldland
11 дек, 2009 13:13 (UTC)
=Ольга, есть такая хорошая поговорка: "Дурак равняется на худших, умный - на лучших"=
Я не предлагаю равняться, я предлагаю сравнивать.

=Может быть, всё дело в грамотных экономических рычагах, разумном управлении, чего у России нет?=
С этим не могу не согласиться. И не говорю, что выхода нет. Надо только четко осознавать (в поисках выхода), кому выгодно держать Россию в качестве сырьевого придатка. Конечно, нашим чиновникам - это бросается в глаза. Но ведь не только им. Кому нужен такой конкурент, как Россия? И тут, опять же, речь не идет о выборе экономического строя. Тут речь идет о выборе позиции страны во внешней политике. От осознания того, что нам выгодно - а что выгодно нашим конкурентам. Но в настоящее время интересы наших конкурентов во многом совпадают с интересами тех, кто владеет капиталом, и с интересами государственного аппарата. И Сингапур, и Корея, и Япония - страны, не имеющие серьезных сырьевых запасов, интересы их правящих кругов лежат в другой области. До тех пор, пока не кончится нефть, мы на этот путь не вступим. Нет ни единого рычага, ни единого мотива заставить наш государственный аппарат действовать в интересах России и ее граждан. И демократия - это не мотив. Ее (как и в Новгородской республике в период упадка) легко превращают в фикцию.
Зато есть мотивы превращать народ в стадо - в этом заинтересованы все, кто видит на нашей территории рынки сбыта. Воспитание потребителей, так сказать...
vbogat
12 дек, 2009 07:03 (UTC)
То есть, опять виноваты проклятые буржуины, которые хотят превратить Россию в сырьевой придаток? Тогда почему же не создать в самой России такие условия, чтобы хотя бы не зависеть от Запада? Поднять сельское хозяйство, освободив, как в Украине сельхозпроизводителя от всех налогов на 5 лет и гарантировать закупки его продукции по рыночным ценам? Почему не поднять экономический потенциал, который в России очень высок? Для этого нужно просто меньше воровать, а выделить деньги по назначению... Вообще, Оль, основная беда современной России, на мой взгляд, это отсутствие приоритетов! Куда страна идёт, чего она хочет - непонятно! То она укрепляет оборону, то пытается диктовать всей Европе газовую политику, то ещё что-то... Может быть, уже пора определиться и выходить из этого состояния летаргического сна? как вы думаете?
oldland
12 дек, 2009 12:29 (UTC)
=То есть, опять виноваты проклятые буржуины, которые хотят превратить Россию в сырьевой придаток?=
Они ее уже превратили в сырьевой придаток.

=Тогда почему же не создать в самой России такие условия, чтобы хотя бы не зависеть от Запада?=
Позвольте, вспомните то, что я писала в предыдущем комменте: а кто, собственно, будет это делать? Абстрактная власть? Нашей власти это не выгодно. Нашим депутатам это невыгодно, нашим олигархам это невыгодно. Западному крупному капиталу это не выгодно три раза. Кто? Вы? Или я? Кто станет защищать наши с вами интересы, интересы народа? Кому это нужно, кроме нас? Я не о социальных гарантиях даже, с этим проще - кинул кость, народ ее с благодарностью схавал. Я о большой политике, о выборе государственной стратегии. Тот, кто имеет возможность выбирать стратегию, выбирает ее в пользу своего кошелька, а не наших интересов.
vbogat
12 дек, 2009 12:34 (UTC)
Так, может быть, порра народу понять и разобраться, кто есть ху, Оль? На кой ляд нужна такая власть? Может, как в Украине, турнуть этих временщиков? Вот только, глубоко сомневаюсь, что Зюганов в своём "Мерседесе" и костюмчике за полторы тыщи баксов это способен сделать...(((
oldland
12 дек, 2009 12:50 (UTC)
Зюган (как элемент большой политики и манипуляционных технологий) создан со специальной целью дискредитировать коммунистическое движение в России :).
Но на данный момент я не вижу сил, которые способны турнуть нашу власть с насиженных мест. Идея должна созреть, как говорил доктор Хасс. Идеи пока нет, а нам навязчиво в качестве такой идеи пытаются навязать православие. А мне вот (в качестве утопии) нравится мир Полдня :).
До тех пор, пока нет идеи, которую захочет поддержать народ (как ни прискорбно - поддержать в случае чего с оружием в руках), ничего с места не сдвинется.
Про Украину промолчу :(. С идеологией потомков древних укров мне не по пути...
vbogat
12 дек, 2009 17:13 (UTC)
Оль, по православию согласен с Вами полностью! Мне уже педагоги-"дошкольники" и коллеги-преподаватели пишут, что у них пытаются насаждать поповские бредни, начиная с детского сада и начальной школы. Причём, агрументируют это, как приобщение к "православной культуре", не более того.
А вот кстати, по Украине очень интересно... При всех маразматических выкладках, которые пытаются преподнести украинские историки ( я не имею ввиду очевидное: голодомор, освободительное движение), Ющенко дал украинцам идею! Идея проста: Украина - европейское государство, которое стремится в Европу и которое отталкивается от трагических страниц своей истории. Я очень часто бываю в Киеве, на востоке Украины и замечаю, что даже такие исконно "прорусские" области, как Донецкая, Одесская, Луганская, всё больше принимают эту идею. Немаловажную роль, кстати, в этом сыграли неумное поведение российских лидеров, ведущих себя по отношению к Украине по-хамски.
oldland
14 дек, 2009 12:16 (UTC)
Я не бываю на Украине, мне трудно судить. Спорить не буду, имею на этот счет свои личное имхо, но обосновать его было бы слишком трудно.
А вот по поводу смены общественно-экономических формаций было бы интересно услышать Ваше мнение о моей статейке в блоге: http://vyritsa-lend.livejournal.com/17674.html
(Если, конечно, Вам тоже это интересно).
vbogat
14 дек, 2009 12:19 (UTC)
Сейчас гляну, Оленька... У меня тут спор с попиком одним, загляните в комменты моего последнего поста... Зацепило клирика)))
( 29 комментариев — Комментировать )

Profile

чб
oldland
Ольга Денисова
Книги

Latest Month

Октябрь 2014
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

ССЫЛКИ ДЛЯ МЕНЯ

Разработано LiveJournal.com
Designed by Teresa Jones